Москва: (495) 123-35-87 Санкт-Петербург: (812) 679-00-36 Нижний Новгород: (831) 435-13-98
Email: info@ves-lab.ru
Время работы офисов с 10:00 до 18-30
Пн.-Пт. кроме Сб,Вс. и праздничных дней.

 

Контакты

online check

Top.Mail.Ru

Основные весоизмерительные приборы, применяемые в народном хозяйстве

Каждый измерительный прибор должен обладать необходимыми точностью и чувствительностью, гарантирующими правильность производимых измерений в заданных пределах, а также постоянством показаний, конструктивной прочностью и надежностью в работе. Приборы следует выбирать также в зависимости от продуктов, которые необходимо взвешивать. Точность взвешивания регламентируется ГОСТ. Обеспечение указанных требований при эксплуатации весов в значительной мере зависит от должной их установки, правильного пользования и ухода за ними. К эксплуатации допускаются весоизмерительные приборы, по своему устройству и точности показаний удовлетворяющие требованиям соответствующих государственных стандартов, правил и инструкций, стандартов и имеющие специальное поверительное клеймо.

Применяющиеся на предприятиях и в организациях механические весы относятся к группе рычажных. В основу конструкции положен принцип равновесия рычага.

Наиболее широко используются следующие весы:

Ниже приводятся основные сведения о назначении и устройстве этих весовых приборов, их установке и монтаже, а также основные правила пользования и ухода за ними.

Передвижные платформенные весы

платформенные передвижные весы (рис. 1 и 2) предназначены для взвешивания различных грузов, помещаемых на их платформе.

Весы сотенные передвижные
Рис.1 Весы сотенные передвижные типа 755 с качающимся рычагом.

Весы передвижные
Рис. 2 Весы сотенные передвижные типа 755 с качающейся платформой.

Это рычажные неравноплечие весы. Они подразделяются на гирьные, шкальные и циферблатные.

Весы шкальные типа ВШ-500
Рис. 3 Весы шкальные типа ВШ-500.

 

Весы шкальные передвижные типа 782
Рис.4 Весы шкальные передвижные типа 782.

Весы циферблатные передвижные
Рис.5 Весы циферблатные передвижные.

Весы циферблатные передвижные типа 766
Рис. 6 Весы циферблатные передвижные типа 766.

На гирьных весах находящийся на платформе груз взвешиватся при помощи гирь, помещённых на гиредержатель, на шкальных (рис. 3 и 4) - с помощью шкалы весов, по которой перемещается специальная шкальная гиря, и на циферблатных (рис. 5 и 6) - с помощью специального устройства, помещающегося в циферблатной головке, путем визуального отсчёта положения стрелки на шкале циферблата.

Передвижные платформенные весы состоят из станины в виде металлической или деревянной рамы, внутри котрой расположены два грузоприемных рычага (большой и малый), соединённые серьгой (серьгами). На грузоприемные призмы рычагов посредством специальных подушек опирается платформа весов.

Действующая при взвешивании на платформу нагрузка воспринимается рычагами и через тягу передается на коромысло. Циферблатные весы имеют, кроме того, специальный промежуточный механизм Равновесие, как уже указывалось, обеспечивается установкой на гиредержатель необходимого количества съемных гирь, перемещением шкальной гири или автоматически — особым устройством, расположенным в циферблатной головке.

В зависимости от назначения весы могут иметь специальные дополнительные грузоприемные устройства, в том числе бункер или лоток для взвешивания насыпью таких грузов, как зерно, картофель, или специальные ограждения и платформы для более удобного размещения громоздких или больших по объему грузов (капуста, мешки с картофелем и т.п.).

При сборке вновь поступивших весов и их установке следует руководствоваться следующими указаниями. Прежде всего надо ознакомиться с технической документацией, прилагаемой к весам заводом-изготовителем, в том числе с правилами распаковки и сборки.

Распаковав весы, необходимо очистить все детали от предохранительной антикоррозийной смазки. Призмы, подушки и серьги должны быть очищены особо тщательно, при этом не допускается выбивать призмы из рычагов или коромысла. Рабочие части призмы и подушки протирают тряпкой, слегка смоченной керосином, а затем вытирают досуха. После очистки следует убедиться, что детали и узлы весов исправны.

Весы, как правило, устанавливаются в закрытых помещениях или под навесом. При необходимости их можно временно выносить для работы на открытом воздухе; в этом случае после взвешивания, а также при атмосферных осадках, их накрывают брезентом.

Весы должны устанавливаться на каменном, бетонном, асфальтовом полу или на прочной непрогибающеися деревянной раме по имеющемуся на них отвесу плотно на все точки опоры. Для этого под станину или раму весов подкладывают деревянные или металлические брусья или пластины. Нельзя подкладывать под углы станины или рамы весов щепки, бумажные или картонные прокладки и т. д.

Чтобы проверить, плотно ли установлены весы, нажимают последовательно рукой на каждый угол платформы. При правильной и плотной установке станины подушки платформы прочно опираются на соответствующие грузоприемные призмы, при перекосах станины один из углов платформы будет прогибаться — вибрировать. В этом случае необходимо подобрать соответствующий деревянный брусок или мелталличесхую пластину и подложить ее под станину в месте прогиба.

При сборке весов следует покачванием рычагов проверить правильность их положения. Далее посредством грузоприёмной серьги, соединительной тяги и концевой серьги большого рычага соединяют коромысло с подплатформенными рычагами.

Установив весы, вкладывают в раму платформы настил, у гирьных весов подвешивают гиредержатель. После этого выверяют тару собранных весов. С помощью специального тарировочного приспособления, укрепленного на коромысле весы приводят в состояние полного равновесия. Затем коромысло выводят из равновесия, которое должно восстанавливаться после несколько плавно затухающих колебаний

Механические весы изготавливаются грузоподъемностью 150, 500, 1000, 2000 и 3000 кг.

Стационарные платформенные автомобильные весы.

Стационарные платформенные автомобильные весы (рис. 7) предназначены для взвешивания грузов вместе с транспортными средствами а также для взвешивания громоздких предметов.

автомобильные весы стационарные
Рис. 7. Стационарные автомобильные весы.

От платформенных передвижных весов они отличаются прежде всего тем, что устанавливаются стационарно на специальных фундаментах, обладают повышенной прочностью и устойчивостью. Необходимость такой установки вызывается большой массой взвешиваемых грузов и значительными сотрясениями весов, происходящими при передвижении по ним транспортных средств (автомобилей, прицепов, вагонеток), а также взвешиваемых животных.

Стационарные платформенные весы монтируют и собирают только специалисты завода-изготовителя или специальной прибороремонтной мастерской. Чертеж фундаментов обычно входит в комплект технической документации, прилагаемой к весам.

Выбор места для фундамента и его кладка должны производиться после соответствующего исследования грунта. Если грунтовые воды выше дна котлована фундамента, последний нужно делать с водонепроницаемой изоляцией. платформенные стационарные весы (автомобильные весы) изготавливаются двух типов: шкальные и циферблатные.

Пплатформенные врезные весы.

Платформенные врезные весы предназначены для взвешивания грузов, транспортируемых на тележках, а также материалов и изделий, размещаемых непосредственно на платформе весов.

Весы (рис. 8) устанавливаются на уровне пола или грунта заподлицо (как бы врезаются в пол). Это позволяет легко накатывать на платформу тележки или автокары, а также размещать на них тяжелые грузы — бочки, ящики и т. п.

Весы шкальные врезные
Рис. 8. Весы шкальные врезные типа ШВР-2

Грузоприёмный механизм, на который опирается платформа, рычажный подобный механизму передвижных платформенных весов. Для ограничения колебаний платформы он снабжён специальными ограничительными струнками.

Весы, как правило, устанавливают на складах, в крайнем случае под навесом. Весы изготовляются грузоподъёмностью 1 и 2 т. Размеры платформы 2700х2000 мм. и 2750х2025 мм. Для работы с данным типом весов удобно использовать специальные вилочные автопогрузчики, которые позволяют быстро загрузить и разгрузить платформу весов. Для перегрузки паллет с платформ автомобилей и перевозки их в склад можно использовать специальные телескопические погрузчики manitou, которые за счёт фронтального выдвижения вилок позволяют работать с грузами по всей платформе.

платформенные весы для взвешивания скота

Платформенные весы для взвешивания скота (Рис. 9) применяются на животноводческих фермах, на заготовительных пунктах, мясокомбинатах и т.п.

платформенные весы для ввешивания скота
Весы шкальные типа ВЩС-1 для взвешивания скота.

Весы рычажные, могут быть врезными и стационарными, последние устанавливаются на специальных фундаментах. Их платформа, как правило, металлическая с деревянным настилом, опирается на рычажный механизм. По краям платформы имеется металлическое ограждение с двумя запирающимися дверями, через которые впускают и выпускают взвешиваемый скот. Весы изготавливаются грузоподъёмностью 1, 2 и 10 т. Размеры платформы: до 1 т — 220х1100 мм; до 9 т. - 2070х1480 мм; до 10 т — 5500х3000 мм.

Вагонеточные весы.

Вагонеточные весы предназначаются для взвешивания грузов, транспортируемых в вагонетках по рельсам (рис. 10).

Весы вагонеточные циферблатные
Рис. 10. Весы вагонеточные циферблатные.

Весы рычажные, стационарные устанавливают на фундаменте. Платформа весов, как правило, металлическая. На ней закреплены рельсы с колеей 750 мм. Подходные рельсовые пути по обе стороны весов должны быть уложены заподлицо с рельсами на весах, горизонтальны и прямы, т. е. не должны иметь поворотов на протяжении не менее 10 м. с каждой стороны. Зазоры между рельсами подходных путей и рельсами, смонтированными на платформе, должны быть в пределах 10-15 мм.

Грузоподъёмность вагонеточных весов 5 и 10 т, размеры платформы 2200х110 мм.

Стационарные весы.

Предназначены для взвешивания различных грузов перевозимых автомобильным и другим безрельсовым (автокары, тележки) транспортом, а также для взвешивания крупногабаритных или тяжелых грузов.

Весы рычажные, стационарные устанавливают, как уже указывалось, на специальных фундаментах. Они состоят из механизма, на который с помощью грузоприемных рычагов опирается платформа, коромысла весов с передвигающейся по нему специальной шкальной гирей или циферблатного устройства с указательной стрелкой, перемещающейся по шкале циферблата. Платформа металлическая, покрыта деревянным настилом, окованным железными полосами. Подплатформенный механизм размещен в котловане. Он состоит из системы рычагов, соединенной тягой с коромыслом или циферблатным устройством.

Глубину котлована фундамента автомобильных весов выбирают в зависимости от характера грунта и других условий, но не менее 2—2,5 м. Дно котлована бетонируют или засыпают щебнем и утрамбовывают. Для удаления воды, попавшей в котлованы, должны быть предусмотрены уклон днища, стоки, а при необходимости и дренажные колодцы. Верхние углы стенок фундамента укрепляют обвязочной рамой — металлической или деревянной.

Стенки котлована и фундаментные опоры выкладывают из кирпича или бутового камня на цементном растворе. Кладка должна быть выполнена тщательно, с ровным швом. При бутовой кладке внутреннюю поверхность котлована штукатурят цементным раствором. Ниши и пустоты в местах монтажа деталей также закладывают кирпичом и заливают цементным раствором.

Обвязочная рама и опорные стойки фундамента заливают цементным раствором после установки рычагов и поверки механизма весов. Пришивать деревянный настил весовой платформы, а также поверять весы следует после затвердения цемента под опорными стоиками и рамой.

Весы собирают по деталям в соответствии с их маркировкой и указаниями на чертеже приложенном заводом-изготовителем.

Пути въезда на плтаформу весов и съезда с нее на протяжении 4-6 м. с каждой стороны должны должны находиться на одном уровне с платформой. При въезде автомобиля на платформу противоположный конец ее не должен приподниматься.

Для предохранения механизма от атмосферных осадков и устранения влияния ветра на результаты взвешивания над весами необходимл устраивать навес с боковыми стенками и въездными и съездными воротами.

автомобильные весы изготавливаются грузоподъемностью 10, 25 и 50 т. Размеры платформы: до 10 т - 5,5х3 м., до 25 т. - 7,5х3 м., до 50 т. - 15х4 м.

Передвижные автомобильные весы

автомобильные весы передвижные (рис. 11) предназначены для взвешивания грузов в автомобилях. Они применяются для взвешивания зерна на токах и временных заготовительных пунктах - капусты, картофеля и других овощей на месте их сбора, где установка стационарных автомобильных весов нецелесообразна или по каким-либо причинам затруднительна.

Передвижные автомобильные весы
Рис. 11. Весы передвижные.

Состоят из перемещаемой на колесах рамы с рычажным механизмом и платформой. Для проезда через платформу весов автомобилей предусмотрено два специальных трапа — по одному с каждой стороны. При перевозке весов трапы укладывают на платформу. Для предохранения механизма от поломок при передвижении служат специальные запирающие устройства.

Передвижные автовесы изготавливаются грузоподъемностью до 10 т, размер платформы 5000x2500 мм.

настольные обычные весы и весы с закрытым механизмом.

Настольные обычные весы (рис. 12) состоят из станины рычажного механизма, из трех рычагов (одного большого и двух малых) и двух опирающихся на рычаги чашек или площадок.

Весы настольные ВНО
Рис. 12. Весы настольные ВНО.

На одной из них размещается взвешиваемый груз, а на другой - уравновешивающие груз гири.

Равновесие определяется по совпадению подвижных указателей. В зависимости от вида взвешиваемого груза вместо съемных чашек используются специальные съемные ковши, лотки и сосуды, на которых удобно размещать такие грузы, как семена, зерно, картофель и т. п. В отличие от обычных настольных весов с открытым механизмом изготовляются весы с механизмом, закрытым специальным футляром (рис. 13), что в значительной мере предохраняет их от засорения, коррозии и т.п.

Весы настольные с закрытым механизмом
Рис. 13. Весы настольные с закрытым механизмом.

Весы устанавливаются на прочных и ровных столах, не прогибающихся под их тяжестью даже при наибольшей нагрузке. Весы должны стоять строго горизонтально, так, чтобы их ножки плотно опирались на поверхность стола и станина весов не качалась. Указатели равновесия настольных весов должны располагаться при этом один против другого.

Горизонтальность стола проверяется обычным уровнем. Если уровня нет, могут быть использованы устанавливаемые весы. Для этого, установив весы так, чтобы клеймо, нанесенное на коромысле, было обращено к наблюдателю, следует убедиться в их равновесии. При отсутствии равновесия необходимо на соответствующую чашку добавить какой-либо груз (зерно, кусочки бумаги и т.п.). После уравновешивания следует повернуть весы на 180°, т. е. так, чтобы клеймо, нанесенное на коромысло, было обращено в противоположную сторону. Если в результате равновесие их не нарушится, значит поверхность стола горизонтальна, и весы установлены правильно.

Весы изготавливаются грузоподъемностью 2; 5; 10 и 20 кг.

Настольные циферблатные весы.

настольные циферблатные весы предназначены для тех же целей, что и настольные обычные (рис. 14).

Весы настольные циферблатные
Рис. 14. Весы настольные циферблатные.

Преимущество их заключается в том, что при пользовании полностью или частично устраняется необходимость применения гирь, так как вес груза определяется по циферблату, значительно ускоряется процесс взвешивания, механизм весов, заключенный в металлический футляр предохраняется от загрязнения.

Рычажная система весов состоит из двух частей: - нижней, заключенной в футляр основания весов, и верхней, заключенной в футляр циферблата, в котором размещены струны, тяги и рычаг-квадрант. По обе стороны циферблата имеется секторная шкала, по которой при взвешивании перемещается конец спаренной указательной стрелки, укреплённой на рычаге-квадранте.

Для быстрого прекращения колебания стрелки при взвешивании и, следовательно, ускорения процесса взвешивания имеется «успокоитель» в виде поршня, двигающегося в цилиндре, заполненном маслом. Действие успокоителя регулируется путем ввертывания или вывертывания находящейся под основанием весов выступающей части его.

Правильная установка весов достигается при помощи ввинчивающихся установочных ножек и уровня, укрепленного на верхней части футляра основания весов.

Циферблатные настольные весы бывают двухчашечные и одночашечные. Двухчашечные весы изготовляются грузоподъемностью 2; 5 и 10 кг. Вес взвешиваемых на таких весах грузов в пределах 1/10 части их грузоподъемности определяется по показанию стрелки на шкале циферблата. При взвешивании грузов массой свыше 1/10 части грузоподъемности на малую гиревую чашку-площадку помещают необходимое количество гирь и вес груза определяют по показанию стрелки на шкале циферблата и по массе гирь.

Установка весов
Рис. 15. Положение воздушного пузырька в уровне при установке весов: а - правильно; б - неправильно.

Грузоподъемность одночашечных весов, как правило, не превышает 2 кг. Вес взвешиваемого на них груза определяется по показанию стрелки на шкале циферблата. При взвешивании грузов более 1 кг необходимо поворотом специальной ручки, укрепленной на корпусе-футляре весов, включить специальный противовес, что аналогично действию килограммовой гири, поставленной на гиревую чашку двухчашечных весов.

настольные циферблатные весы так же, как настольные обычные, устанавливаются на прочном, ровном и не прогибающемся столе, строго горизонтально. Правильность установки достигается подвинчиванием опорных ножек и проверяется положением воздушного пузырька в жидкостном уровне, укрепленном на корпусе весов.

Весы следует считать установленными правильно, если воздушный пузырек (рис. 15) находится посредине окружности, нанесенной на стенке уровня. Помимо того, следует убедиться, что весы стоят на всех четырех ножках. При необходимости можно несколько вывернуть ту ножку, которая не касается стола, после чего снова проверить правильность установки весов по уровню. Затем следует закрепить установочные ножки специальными контргайками при помощи ключа, прилагаемого к весам.

Установив весы, проверяют правильность положения указательной стрелки. Если стрелка весов отошла вправо или влево от нулевой отметки шкалы, следует отрегулировать весы, изменяя количество груза, размещенного в тарировочной полости чашки для гирь.

Безмены (рычажные).

Безмены (рис. 16) предназначены для взвешивания небольших грузов в пределах грузоподъемности весов в полевых условиях.

Безмен
Рис. 16. Безмен ручной типа 744

Безмен представляет собой простейшие рычажные весы с переменным отношением плеч. Он состоит неравноплечего рычага с запрессованными в него опорной и грузопрёмными призмами. На одном плече рычага закреплён противовес, а на другом имеется шкала, по которой перемещается передвижная шкальная гиря. Взвешиваемый груз помещают на крючок или специальную чашку, подъвешиваемые к грузоприёмной призме, а сам безмен удерживают за специальную ручку, соединённую обоймицей, на которую призма опирается. При взвешивании груза гирю передвигают по шкале до наступления равновесия, опрделяемго по стрелке, закрепленной в основании безмена.

Безмены выпускаются грузоподъемностью 10, 20 и 30 кг.

Лабораторные весы.

Лабораторные весы (рис. 17) предназначены для точных взвешиваний проб различных продуктов, зерна, семян и т.п. Они представляют собой равноплечий рычаг-коромысло, в котором запрессованы одна опорная и две грузоприёмные призмы.

Центральной опорной призмой коромысло опирается на опорную колонку, установленную на деревянной или пластмассовой подставке. К боковым грузоприемным призмам на серьгах и дужках подвешены две чашки.

На коромысле укреплена стрелка, а на концах его имеются винты с тарировочными грузиками. В нижней части опорной колонки весов укреплена шкала, по которой при взвешивании определяется отклонение стрелки.

Весы лабораторные
Рис. 17. Весы лабораторные.

Весы снабжены изолирующим устройством, поворачивая ручку которого, их можно включать и выключать.

Для правильной установки весов служит укрепляемый на них отвес или уровень и регулируемые по высоте ножки. При взвешивании применяются технические гири. Равновесие ненагруженных весов обеспечивается перемещением тарировочных грузиков, находящихся на концах коромысла. Равновесие включенных весов определяется по равенству числа делений шкалы, на которые стрелка отклоняется вправо и влево от центрального деления.

Весы устанавливаются в светлых сухих помещениях на прочных не качающихся столах, не прогибающихся при нажатии на них рукой. Их надо предохранять от сотрясений, воздушных потоков и одностороннего притока тепла. Нельзя устанавливать весы вблизи обогревательных устройств и особенно одним концом коромысла к источнику тепла. Весы выпускаются грузоподъемностью 200 г, 1 и 5 кг.

Аналитические весы.

Аналитические весы предназначены для химических анализов и особо точных взвешиваний малых навесок и проб (рис. 18).

Весы аналитические типа ВА-200
Рис. 18 Весы аналитические типа ВА-200.

Основной частью весов является равноплечее коромысло, в котором при помощи специальных приспособлений укреплены три призмы. Средняя, опорная, призма опирается на плоскую подушку расположенную на колонке весов, а к двум концевым, грузоприемным, призмам при помощи серег с укрепленными в них подушками подвешены чашки.

Колонка весов крепится винтами к опорной доске из мрамора, марблита или стекла, имеющей три ножки. Две передние ножки являются установочными, а задняя неподвижна.

Весы снабжены отвесом, прикрепленным к колонке, или уровнем, служащими для правильной их установки. Для остановки колебаний коромысла и отделения призм от подушек, когда весы находятся в нерабочем положении, служит особое приспособление — арретир. В середине коромысла укреплена длинная упругая стрелка, заостренный конец которой при колебании коромысла передвигается вдоль отсчетной шкалы, расположенной в нижней части колонки.

Чтобы отрегулировать равновесие ненагруженных весов, используют специальные тарировочные грузики, перемещающиеся по винтовой резьбе в горизонтальном направлении; в некоторых конструкциях весов для этих целей служат особые регулировочные флажки.

На коромысле или на его стрелке имеется также приспособление для изменения чувствительности весов — небольшой грузик, перемещающийся на резьбе в вертикальном направлении и изменяющий центр тяжести коромысла. На верхней части коромысла расположена особая шкала, по которой перемещается гирька-рейтер, заменяющая мелкие миллиграммовые гири и позволяющая определять массу взвешиваемого груза с точностью до десятых и сотых долей миллиграмма. Рейтер перемещается при помощи специального приспособления. В некоторых конструкциях имеется оптическая система отсчета.

Чтобы ускорить процесс взвешивания, аналитические весы оборудуют воздушными успокоителями. Для защиты от пыли, сырости, воздушных потоков и тепловых лучей их помещают в стеклянную витрину с боковыми и передней дверцами.

Аналитические весы устанавливают в светлом сухом помещении на массивных столах или на специальных консолях прочно прикреплённых к кронштейнам заделанным в капитальные стены зданий. Весы надо предохранять от сотрясений, вредно действующих газов, воздушных и тепловых потоков. Их не следует устанавливать вблизи окон, печей или обогревательных приборов во избежание вредных действий температурных изменений непосредственно на коромысло весов, так как нагревание или охлаждение плеч коромысла влечет за собой изменение показаний.

Температура в помещении, где находятся весы должна поддерживаться на уровне 20° С. Не следует часто переносить весы с одного места на другое - это может также отразиться на их состоянии.

При установке под ножки весов подкладывают металлические круглые подставки, имеющие в центре полусферические углубления, в которые вставляются нижние концы установочных винтов или неподвижной ножки. После того как ножки помешены в подставки, надлежит установить весы по отвесу, имеющемуся на колонке, или по уровню, что достигается соответствующим поворачиванием установочных винтов.

Если весы разобраны, прежде чем приступить к их сборке следует осторожно и тщательно протереть замшей коромысло, серьги и чашки, не прикасаясь к ним руками во избежание окисления их металлической поверхности. Призмы и подушки должны быть очищеены слегка смоченной бензином или спиртом чистой льняной, а затем протерты сухой льняной тряпочкой (хлопчатобумажная оставляет на металле волокна).

Коромысло весов устанавливают на верхнюю часть арретировочного приспособления таким образом, чтобы ребро средней призмы расположилось над серединой опорной подушки. Это делается с большой осторожностью, чтобы не погнуть стрелки и не повредить острия призмы. Затем на концевые призмы надевают серьги, к крючкам которых подвешивают чашки. Когда весы собраны, надлежит убедиться, что они имеют плавный и свободный ход. Кроме того, следует уравновесить тару ненагруженных весов. Ненагруженные весы считаются уравновешенными, если стрелка отклоняется влево и вправо на равное число делений от цент ного деления шкалы. Это достигается передвижением тарировочных грузиков или поворачиванием тарировочного флажка.

Наиболее распространены аналитические весы грузоподъемностью 200 г.

Весы для проб картофеля

Весы предназначены для определения загрязнённости картофеля и содержания в нем крахмала (в процентах) (ри. 19). Это рычажные неравноплечие весы со шкальным устройством.

Весы для проб картофеля
Рис. 19. Весы для проб картофеля.

Загрязненность картофеля и содержание в нем крахмала определяются путем помещения проб в предназначенные для этого приемники и перемещения специальных передвижных гирь по соответствующим шкалам до наступления равновесия коромысла.

Весы состоят из следующих основных частей: коромысла 1, грузоприёмного устройства (чашки 11 и корзин 14), бака для воды 12 и каркаса-станины 9. На боковой поверхности коромысла нанесена шкала с перемещающейся по ней передвижной гирей 3, служащей для определения степени загрязнённости картофеля. Начало шкалы загрязненности соответствует нулю, а ее конец - 60% загрязненности. Цена деления шкалы 1%, каждая десятая отметка оцифрована.

На верхней грани коромысла нанесены четыре числовые нарезные отметки: «0», «290», «5000» и «5050», причем отметка «5000» соответствует нулю шкалы загрязненности. Следует иметь в виду, что на некоторых ранее выпускавшихся весах нет отметки «290». Такие весы снабжены передвижной гирей с выдвижной линейкой. Выдвижение линейки в сторону указателя положения равновесия соответствует установке передвижной гири на отметку «290».

К коромыслу параллельно ему прикреплена дополнительная шкальная линейка 5 для определения процентного содержания крахмала в отобранной пробе. Начало шкалы соответствует 10%, а конец — 30%, цена деления 0,1%- Шкала неравномерная, каждая десятая отметка оцифрована. По линейке переметается малая передвижная гиря 4. В хвостовой части коромысла расположен основной регулятор тары 2, а на другом конце его — дополнительный 6 в виде грузов, перемещающихся по винтовому стержню, причем одна из стоек регулятора служит также указателем равновесия весов.

В тело коромысла заделаны две призмы — опорная и грузоприемная. К последней с помощью серег подвешивается грузоприемное устройство. В комплект весов входят два сменных грузоприемных устройства:

  1. грузоприёмная чашка 11, имеющая тарировочную полость, используется при определении загрязненности картофеля;
  2. две грузоприёмные корзины 14 применяемые при определении содержания крахмала;

при пользовании грузоприемными корзинами одна из них располагается над баком, а другая погружается в бак, наполненный водой.

На дне бака имеется отверстие, закрытое пробкой. На боковой стенке бака расположена сливная трубка 13 на высоте соответствующей заданному уровню его наполнения. Весы снабжена также указателем равновесия 7, арретиром 8 и отвесом 10.

Для работы весы устанавливаются в закрытом помещении на прочном основании по отвесу.

Вес пробы картофеля при определении его загрязнённости составляет 5000 г, пределы измерений по шкале загрязнённости от 0 до 60%; вес пробы при определении содержания крахмала сухого картофеля картофеля 5000 г, мокрого 5050 г Пределы измерений содержания крахмала от 10 до 30%.

Пурка.

Пурка предназначена для определения натурного веса зерна. Под натурным весом зерна принимается вес 1 литра зерна, выраженный в граммах и определённый при помощи метрической пурки с падающим грузом.

Пурка
Рис. 20. Пурка типа ПХ.

Пурка (рис. 20) состоит из мерки, с помощью которой отмеривается 1 л зерна, устройства для создания единых условий заполнения мерки, состоящего из цилиндра 5, наполнителя 6 и падающего груза (груз на рисунке не виден, так как он находится внутри мерки) равноплечего весового коромысла 3 с чашкой для гирь 2, на котором взвешивается мерка, заполненная зерном.

Мерка имеет форму цилиндра, в дне которого сделано отверстие для выхода воздуха при заполнении ее зерном. В верхней части мерки прорезана щель для специального ножа, отделяющего после заполнения мерки излишек зерна. У мерки имеются три ножки при помощи которых во время насыпания зерна она устанавливается на башмаке 7, привинченном к крышке укладочного ящика 1.

Вместимость мерки от верхней поверхности падающего груза, лежащего после засыпки зерна на дне мерки, до нижнего края щели для ножа равна 1 л. Нож 8 представляет собой широкую пластину с ручкой на одном конце и угловым вырезом на другом. Кромки выреза симметрично заострены.

Равномерному заполнению мерки зерном способствует наполнитель цилиндр и падающий груз, лежащий до заполнения мерки на ноже вдвинутом в щель, а после заполнения — на дне мерки. В нижней части цилиндра имеется воронка, нижнее отверстие которой перекрыто заслонкой.

Пурка хранится и транспортируется в укладочном ящике, а для работы собирается и монтируется на его крышке, как показано на рисунке. К пурке прилагается набор технических гирь от 100 мг до 500 г, уложенных в футляр 9.

Гири.

Гири, применяемые при взвешивании, по назначению и точности разделяются на обыкновенные торговые 5-го класса точности, условные для неравноплечих весов, технические для лабораторных весов 4-го класса точности и аналитические 3-го класса точности. ГОСТ 7328—65 «Гири общего назначения» металлические гири разделены на пять классов, отличающихся друг от друга в основном точностью воспроизведения значения массы.

Обыкновенные торговые гири 5-го класса точности

Обыкновенные торговые гири 5-го класса точности применяются при взвешивании на настольных обыкновенных и циферблатных весах. Изготавливаются из чугуна или стали. Гири массой 5, 10 и 20 кг имеют форму прямого цилиндра с дужкой (рис. 21).

Гири оыкновенные с дужкой
Рис. 21. Гири обыкновенные с дужкой.

Гири массой 1, 2 и 5 кг, а также от 1 до 500 г (рис. 22) имеют форму прямого цилиндра с головкой.

Гири обыкновенные с головкой
Рис. 22. Гири обыкновенные с головкой.

Все граммовые и килограммовые гири, за исключением гирь номинальной массой 10 г и меньше, изготавливаются с внутренней подгоночной полостью. Отверствие полости плотно, заподлицо с поверхностью гири, закрывается пробкой из алюминия или медного сплава, на которую наносится государственное поверительное клеймо.

Помимо металлических гирь, для взвешивания на настольных весах можно использовать также керамические. Керамические гири имеют форму прямых цилиндров с закругленным верхним основанием. Поверхность их за исключением дна, покрыта ровным слоем одноцветной прочной глазури.

На каждой гире на видном месте наносится обозначение ее номинальной массы, составленное из соответствующих цифр с последующими одной-двумя буквами: для килограммовых гирь — КГ, граммовых — Г. Гири соединяют в наборы и помещают в специальные колодки или футляры.

Условные гири для неравноплечих весов (ГОСТ 11711-66)

Условные гири изготавливаются из чугуна или стали в виде прямых цилиндров с вырезом по радиусу, со сплошным или кольцевым выступом (рис. 23).

Гири с радиальным вырезом
Рис. 23. Гири в форме цилиндров с радиальным вырезом типа 811.

На верхней поверхности гири наносится обозначение ее номинальной массы, а также отношение действительной массы к номинальной в виде дроби, числитель которой равен 1, а знаменатель — числу показывающему во сколько раз номинальная масса больше действительной. Например, на гирях к сотенным весам указывается 1 : 100. Это значит, что гиря с обозначением 100 кг 1 : 100 применяется для взвешивания на сотенных весах грузов весом в 100 кг, и что действительная ее масса 1 кг.

Технические гири 4-го класса точности

Технические гири 4-го класса точности (рис. 24) применяются для точных взвешиваний на технических лабораторных весах ценных материалов, а также для производства технических анализов и отбора проб различных продуктов, зерна, семян и т. п.

Гири технические
Рис. 24. Гири технические типа Г-3.

По форме граммовые и килограммовые гири не отличаются от описанных выше обыкновенных торговых гирь 5-го класса точности.

Килограммовые гири изготавливают из углеродистой стали или чугуна, а граммовые — из углеродистой или нержавеющей стали или медных сплавов. Поверхность гирь из медных сплавов и из углеродистой стали для предохранения от коррозии покрывают слоем хрома или никеля.

Миллиграммовые гири изготавливают из алюминия. Гири массой 5; 50 и 500 мг имеют форму правильного шестиугольника с одной загнутой стороной, гири массой 2; 20; 200 мг — форму квадрата с загнутой стороной, а массой 1; 10 и 100 мг — форму равнобедренного треугольника с загнутой стороной.

аналитические гири 3-го класса точности

аналитические гири 3-го класса точности (рис. 25) предназначены для определения массы при взвешивании на аналитических весах.

Гири аналитические
Рис. 25. Гири аналитические.

По номинальному значению они изготавливаются массой от 1 мг до 200 г. Гири массой от 1 до 200 г изготавливаются из стали пли латуни н виде усеченного конуса, нижним основанием которого служит меньшее сечение. Подгоночная полость плотно завинчивается головкой гири. При необходимости подогнать вес гири полость заполняют латунными стружками или опилками.

Поверхность гирь тщательно полируется и для предохранения от коррозии покрывается защитным слоем позолоты, хрома или никеля.

Миллиграммовые гири изготавливаются из алюминия. Гири массой 1 и 2 мг представляют собой прямоугольник с загнутой короткой стороной, а все остальные миллиграмовые гири (массой 5; 10; 20; 50; 100; 200 и 500 мг) — квадрат с тремя срезанными и одним загнутым углом.

На каждую гирю наносится цифровое обозначение ее массы. Обозначение единицы измерении необязательно. Гири одного наименования различаются по отметкам в виде точек или звездочек.

Необходимым дополнением аналитического разновеса является рейтер, применяемый, как уже указывалось при описании аналитических весов, при определении массы взвешиваемого груза с точностью до десятых и сотых долей миллиграмма. Рейтеры изготавливаются из алюминиевой проволоки массой 10; 5 и 1 мг.

Аналитические разновесы помещаются в футляры, изготовленные из сухого дерева с отдельными гнездами для каждой гири. Гнезда для граммовых гирь и внутренняя сторона крышки футляра, соприкасающаяся с поверхностью гирь, покрываются мягким материалом. Миллиграммовые гири помещаются в гнездах особого отделения футляра, прикрытом сверху стеклом. В футляре находится металлический пинцет с наконечником ил кости или плягт-массы для захватывания гирь.

К каждому аналитическому разновесу приложено сидетельство установленного образца, в котором указываются поправки к каждой из находящихся в разновесе гирь, т.е. числа, которые нужно алгебраически прибавить к номинальному значению массы гирь, чтобы получить ее действительное значение.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Checker